Управленческий учет – это сбор, обработка и предоставление информации о состоянии бизнеса, которая используется руководством и/или собственниками для:
- выработки стратегии развития;
- планирования и контроля деятельности компании;
- принятия альтернативных решений;
- обеспечения сохранности активов;
- раскрытия данных внешним по отношению к компании лицам (акционеры, кредиторы, пр.)

Цели управленческого учета

Тремя основными целями управленческого учета являются:

§ определение затрат
§ принятие решения
§ планирование и контроль

Определение затрат — процесс сбора информации о затратах, возникающих при покупке или производстве готовой продукции или услуг, с последующей обработкой и анализом для определения себестоимости каждого изделия или услуги.

Принятие решения является одной из ключевых функций управления. Управленческий учет призван облегчить процесс принятия решения, обеспечивая его информацией, относящейся к каждому решению (количественной и качественной), в той форме, в какой она может быть легко использована.

Планирование и контроль заключаются в составлении планов, основанных на опыте и любой другой имеющейся информации. Простым примером планирования и контроля является составление бюджета или сметы, используемых для контроля деятельности в течение определенного периода.

Все три цели управленческого учета тесно взаимосвязаны. Например, при принятии решения о производстве или покупке комплектующего изделия для своей продукции рассматриваются расходы на производство этого компонента (определение затрат) и его решение (принятие решения) будет отражено в годовых сметах (планирование и контроль).

Использование управленческого учета для принятия решений

Управление запасами
Важным, а иногда и самым важным элементом затрат являются запасы. С помощью управленческого учета мы можем провести анализ складских остатков, выявить наиболее рентабельные и оборачиваемы позиции, рассчитать не только оптимальную структуру запасов, но и график и объемы закупок. Все это в совокупности позволит снизить объем замороженных денежных средств, повысить прибыльность бизнеса и увеличить размер дивидендов.

Управление лимитирующими факторами
Это только одна проекция управленческого учета, используемая при принятии решения. Так как управленческий учет – это не только про финансы, но и про нефинансовые показатели, то для того, чтобы бизнес давал максимальную отдачу, необходимо оценить воздействие лимитирующих факторов – например, это могут быть объем трудовых ресурсов или потенциал производительности основных фондов. И здесь для того, чтобы найти оптимальную структуру производственной программы или портфеля услуг, нам не обойтись без данных о себестоимости и маржинальной прибыли каждой учетной единицы – товара, заказа или процесса. Иначе мы так и будем оперировать валовыми показателями продаж и прибыли и никогда не сможем получить максимум прибыли при имеющихся производственных, финансовых и человеческих ресурсах.

Прогнозирование безубыточности
Другая плоскость управленческого анализа, используемого при принятии решений и планировании, заключается в распределении всех затрат на постоянные, переменные или частично переменные.

Это позволяет рассчитать такие показатели как точка безубыточности через различные важные составляющие – средний чек и удельную маржу.
Привязка расчетных показателей прямых затрат к натуральным показателям выручки (количество клиентов, регулярность подписок, повторные продажи) дает такие важные для бизнеса показатели, как затраты на привлечение нового клиента (или удержание существующего), размер выручки и прибыли, приносимой среднестатистическим клиентом за все время пользования услугами нашего бизнеса, ожидаемые расходы на маркетинг и продвижение.